08 Июн Быть или не быть прямым расчетам за коммунальные ресурсы?
Законодательная инициатива о переходе на прямые договоры между потребителями и поставщиками коммунальных ресурсов не получила одобрения со стороны Минэкономразвития РФ. Свое решение ведомство озвучило на днях, дав отрицательное заключение на подготовленный Минстроем РФ законопроект.
Предполагалось, что разработка и принятие данного документа позволит создать новую модель отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями путем заключения прямых договоров.
Сейчас в этой цепочке место «посредника» невольно занимают исполнители коммунальных услуг в лице управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК. На них возложена функция выставления квитанций населению за потребленные ресурсы и сбора платежей. В случае образования задолженности в доме, именно на исполнителей коммунальных услуг ложится тяжким бременем обязанность по ее возмещению в пользу ресурсоснабжающей организации. Проще говоря: на какую сумму поставлено ресурсов в дом для потребителя, столько и необходимо оплатить поставщику. Таким образом, нерадивость некоторых жильцов, отказывающихся платить за потребленные ими блага, негативно сказываются на деятельности жилищных организаций, которые все больше «увязают» в долгах перед «ресурсниками».
— Проблема может затронуть и самих собственников, — поясняет генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп» Ольга Беленькая. – Даже если РСО самостоятельно выставляет квитанции потребителю, то за ней сохраняется право предъявления иска к УО, ТСЖ и ЖСК о взыскании дебиторской задолженности. По исполнительному листу, средства списываются с расчетного счета исполнителя коммунальных услуг, где хранятся, в том числе, деньги собственников, предусмотренные на содержание и текущий ремонт жилого здания. Таким образом, из-за плохой платежной дисциплины некоторых жильцов страдает весь дом. Поэтому важно законодательно закрепить возможность заключения прямого договора между потребителем и поставщиком коммунальных услуг, минуя «посредника» в лице управляющей организации, ТСЖ или ЖСК.
Принятие законопроекта, по словам министра строительства и ЖКХ РФ Михаила Меня, позволило бы значительно повысить платежную дисциплину. Кроме того, с рынка добровольно ушли бы те организации, которые «пришли управлять не домами, а чужими денежными средствами ресурсоснабжающих организаций».
— Еще одна особенность данного законопроекта заключается в том, что он предусматривал сохранение действующей на сегодняшний день цепочки отношений, –говорит председатель постоянного комитета Законодательной Думы Хабаровского края по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК Борис Гладких. – Ведь существует и положительная практика построения взаимодействия между РСО и потребителями коммунальных ресурсов через «посредника».
Тем не менее, Министерство экономического развития РФ высказало ряд замечаний к законопроекту. В частности, при заключении прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме у ресурсоснабжающих организаций могут значительно возрасти расходы на оплату процессов приема и администрации платежей. При этом действующее законодательство не допускает учет расходов на снятие показаний счетчиков, содержание информационных систем, выставление платежных документов или истребование задолженности с неплательщиков при установлении тарифов на холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение и водоотведение.
— Как указано в заключении Минэкономразвития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями)» решение предложенным способом является обоснованным, но нуждается в доработке, — подытожила Ольга Беленькая.