09 Сен Исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием
С мая 2015 г. деятельность по управлению многоквартирными домами стала лицензируемой.
Статьей 193 Жилищного кодекса РФ, а также Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 определены лицензионные требования к управляющим организациям, в том числе перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Одним из таких грубых нарушений является наличие у лицензиата (управляющей организации) признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4.1. Положения о лицензировании).
При этом Минстрой России в своем письме от 20.12.2018 №51071-ОО/04 «О расчете размера задолженности лицензиата перед РСО» обратил внимание, что расчет размера задолженности лицензиата перед ресурсоснабжающей организацией производится применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме, то есть рассчитывается отдельно для каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении лицензиата.
Последствия за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований достаточно жесткие – выдача предписания в целях устранения выявленного нарушения, а также привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа на должностное лицо в размере от 100 000 до 250 000 или дисквалификации на срок до трех лет, а на юридическое лицо — от 300 000 до 350 000 рублей.
Поэтому предписания органов государственного жилищного надзора субъектов РФ не раз становились предметом судебных споров, один из которых в апреле 2020 г. был рассмотрен Верховным Судом РФ (дело №А43-7419/2019).
Так, одна из управляющих организаций Нижегородской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания госжилинспекции об обязании оплатить задолженность, образовавшуюся перед ресурсоснабжающей организацией.
По результатам рассмотрения дела №А43-7419/2019 суды всех инстанций, включая и Верховный Суд РФ, встали на сторону управляющей организации.
Как установлено материалами дела, между управляющей и ресурсоснабжающей организацией были заключены договоры ресурсоснабжения, по которым управляющая организация не в полном объеме осуществляла расчеты, что и послужило причиной проверки, вынесения предписания и его последующего оспаривания. Наличие самой задолженности при этом не оспаривалось.
При рассмотрении дела суды, со ссылками на статьи 161, 192, 193, 196 ЖК РФ, Положение о лицензировании, Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, пришли к следующим выводам:
1) погашение задолженности по оплате поставленного по договору энергоресурса не является лицензионным требованием управляющей организации, которая в силу действующего законодательства обязана соблюдать лицензионные требования, которые в конкретной ситуации заключаются в оформлении договора энергоснабжения, организации и осуществлении расчетов за услуги, включая ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством, согласно абзацу 4 подпункта «ж» пункта 4 Правил №416;
2) исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием в силу закона, поскольку вопрос исполнения обязательства по оплате ресурса подлежит оценке с точки зрения требований гражданского законодательства;
3) проведение проверки по вопросам наличия у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией и установлению уклонения управляющей организации от исполнения договорных обязательств в связи с неоплатой потребленной электроэнергии является вмешательством Инспекции в гражданско-правовую деятельность хозяйствующих субъектов;
4) лицензированию подлежит именно организационная деятельность управляющей компании, которая несет ответственность за комфортные и безопасные условия проживания в доме, в связи с чем требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности хозяйствующими субъектами (расчеты по договору ресурсоснабжения), соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, не могут быть отнесены к лицензионным требованиям;
5) наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями не свидетельствует о нарушении требований, предъявляемых к порядку осуществления расчетов.
Верховный Суд РФ в Определении от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4131 по делу №А43-7419/2019 признал указанные выводы обоснованными.
Сформулированная Верховным Судом РФ позиция по делу №А43-7419/2019 имеет важное значение не только при рассмотрении аналогичных дел, но и в сложившихся условиях, связанных с распространением новой короновирусной инфекции, при которых отмечается снижение собираемости платежей за жилищные и коммунальные услуги.