30 Мар ЖКХ — проблемная отрасль, для которой пока не созданы эффективные решения
Жилищно-коммунальное хозяйство всегда было планово убыточной отраслью. И это вполне объяснимо: если бы тарифы за жилищные и коммунальные услуги в эпоху СССР действительно соответствовали реалиям, то советские граждане отдавали бы за ЖКУ существенную часть своей заработной платы. Государство в течение долгих лет сознательно занижало реальную стоимость услуг предприятий ЖКХ.
Такая оторванность от действительности «аукается» нам сегодня высокой изношенностью жилищного фонда по всей стране, а самое главное – нежеланием наших граждан принять очевидные факты: без их личного финансового участия их дома перейдут в разряд «аварийных» очень скоро. Этого мнения придерживается Владимир Щетинин, заместитель генерального директора управляющей организации ООО «Жилищник» (г.Южно-Сахалинск):
— Большинство многоквартирных домов в России построены еще в советские времена, то есть 30-40 лет назад. Вследствие этого, проблему изношенного многоквартирного жилфонда нельзя решить в рамках действующего законодательства. Региональный оператор по капитальному ремонту не в силах произвести необходимые уже сегодня объемы работ в течение ближайших двух-трех лет, поэтому планы составлены долгосрочные, на десятки лет вперед. Однако далеко не все наши дома в состоянии «дожить» до своей очереди. Не согласны ждать и сами собственники, ведь потребители, оплачивая жилищно-коммунальные услуги, хотят получать их незамедлительно, а не через двадцать лет. Люди хотят жить в комфортных условиях здесь и сейчас. И это право, между прочим, им дает главный закон нашего государства – Конституция РФ (ст.42).
С другой стороны, усугубление проблемы стремительной изношенности домов происходит по вине и самих собственников жилья, которые выступают категорически против повышения размера платы на обслуживание и текущий ремонт своего старого МКД. Поймите, что при размере платы за жилищные услуги в 20-25 рублей за кв.м. содержать изношенное общее имущество дома должным образом невозможно. Зачастую утвержденный перечень работ на МКД не соотносится с согласованным его собственниками тарифом, денег, как правило, требуется больше, чем готовы потратить жильцы. На сложившуюся ситуацию может повлиять только государство, утвердив, например, предельные индексы для тех собственников жилья, которые не считают нужным повышать размер платы за жилищные услуги в течение длительного времени.
— Но сегодня, как ни крути, все-таки все в руках собственников?
— Безусловно! Кто будет оплачивать жилищные услуги их исполнителям, если потребители отказываются от своих обязательств? Сами управляющие организации? Они попросту не потянут такое финансовое бремя, и в конечном итоге произойдет их массовое банкротство, что в свою очередь окажет негативное влияние на экономические показатели в целом. К сожалению, этого не понимают ни население, ни федеральное правительство. Сегодня сфера жилищно-коммунального хозяйства как никогда нуждается в финансировании не только ресурсоснабжающих организаций, но и управляющих многоквартирной недвижимостью. Как выход – масштабное инвестирование отрасли, но, как показывает практика, найти инвестора не так легко. Поэтому приходится работать по принципу «здесь и сейчас», не задумываясь о перспективах: составляем планы работ только на текущий год и в соответствии с тем объемом финансирования, который имеется на МКД.
Такое положение вещей далеко не всегда подходит для добросовестных управляющих организаций. Ведь собираемые УО средства идут не только на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, но и на оплату штрафов, которые надзорные органы выписывают управляющим организациям в больших количествах, поскольку иных средств у компании попросту нет.
— Выходит, что, штрафуя управляющие организации, контрольно-надзорные органы рублем наказывают собственников?
— Совершенно верно! Страдают и собственники, и их многоквартирный дом. Но пока на федеральном уровне власти эта истина не доступна для понимания.
— Владимир Геннадьевич, по вашему мнению, способно ли лицензирование деятельности управляющих организаций изменить сложившуюся ситуацию?
— Лицензирование не панацея. Нужно понять одно – если нет денег, то ни одна компания не сможет произвести никакие виды работ на доме, независимо от того, имеет ли она лицензию на осуществление деятельности по управлению МКД или нет. Более того, введение еще более жестких регулирующих и карательных функций лишь усугубляют ситуацию. С рынка уйдут последние добропорядочные предприятия. Хотя массовое сокращение количества управляющих организаций по всей стране происходит уже сейчас. Из-за маленьких зарплат и катастрофического недостатка финансирования со стороны государства происходит стремительный отток квалифицированных кадров из отрасли. В ЖКХ остается все меньше знающих, толковых специалистов, которых уже сегодня некем заменить: молодежь не спешит занимать вакантные должности, а если это и делает, то рассматривает свою занятость в жилищно-коммунальном хозяйстве как временное явление.
Другой момент: любое предприятие по правилам ведения бизнеса должно иметь свой «неприкосновенный запас» – те средства, которые позволят в случае непредвиденных обстоятельств остаться компании на плаву. Однако для организаций ЖКХ – управляющих организаций – создание такой финансовой «подушки безопасности» на сегодняшний день невозможно.
Один из путей решения данной проблемы – внедрение специализированных ценообразующих органов в отрасль ЖКХ, которые бы утверждали минимальный размер платы на обязательные виды работ в рамках управления МКД по содержанию и ремонту общего имущества, чтобы реальная стоимость услуги по управлению МКХ соответствовала имеющемуся размеру платы. В таком случае у управляющей организации появится возможность для создания финансовой «подушки безопасности», чтобы не только оперативно устранять критические и аварийные ситуации на доме, но и развивать предприятие: проводить обучение специалистов ЖКХ, повышать их квалификацию, внедрять новые технологии и инновации.
Проблемы недофинансирования отрасли и потери престижа профессии работника ЖКХ стоят в одном ряду с проблемами неплатежей населения и изношенностью жилищного фонда. Если не приступить к их решению в самое ближайшее время, то крах жилищно-коммунальной сферы неизбежен.