16 Апр Острые вопросы ЖКХ обсудили в Общественной палате Сахалинской области
Встреча председателя комиссии Общественной палаты Сахалинской области по экономическому развитию, вопросам местного самоуправления и жилищно‐коммунальной политике, исполнительного директора «Сахалинского центра ЖКХ Контроль» Артема Круглика с Борисом Гладких, членом Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по развитию жилищно‐коммунального хозяйства состоялась в Общественной палате 13 апреля.
Во встрече также приняли участие Алексей Летечин — первый заместитель председателя регионального объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий Сахалинской области» и Марина Зубакина — руководитель филиала саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «ЖКХ Групп» .
Разговор шел о выработке единого подхода к заключению договоров между управляющими организациями (УО) и ресурсоснабжающими организациями (РСО) на поставку коммунальных услуг гражданам, и осуществлению расчетов за оказываемые коммунальные услуги.
Напомним, что 14 февраля 2012 г. Правительством Российской Федерации были определены особенности заключения договоров на поставку коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии, твердого топлива, а также услуг водоотведения). Данный договор в обязательном порядке должен быть заключен между УО и РСО. Нестабильность и противоречивость законодательства приводит к тому, что между указанными организациями не удается выстроить гармоничные и прочные правовые отношения.
В 2013 году в России, и в частности на Сахалине прошел бум при смене способа управления – «управляющая организация», на способ управления – «непосредственное управление». Основным соблазном для управляющих компаний (УК) послужил переход на прямые платежи как способ ухода от договоров с РСО, которые они обязаны заключить в силу закона. В этом случае, платежи за коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) поступают на счет РСО. Оплата за жилищную услугу (содержание и текущий ремонт) вносится на счет УО. Как вы понимаете, за отпущенные коммунальные услуги УО придется рассчитываться по долгам с РСО за счет собранных средств и по статье «содержание и текущий ремонт». А в худшем случае, как утверждают УО – это может привести к банкротству компании, а также и к банкротству РСО т.к. УК не сможет рассчитаться по долгам за приобретенные коммунальные ресурсы.
Участниками встречи были приведены примеры, что в Хабаровске при сборе денежных средств УК у которой образовывались миллионные долги за коммунальные ресурсы, просто приводило к тому, что РСО не получала своих денежных средств, а это не покрытые убытки.
В настоящее время на Сахалине проходит лицензирование управляющих компаний, и в перечень к лицензии включаются только те многоквартирные дома, которые избрали тип «управляющая организация» как основной способ управления. На непосредственном управлении могут остаться только те многоквартирные дома, в которых не более 16 квартир, в противном случае, с 1 апреля 2015 года орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации. Таким образом, собственники помещений, где расположено более 16 квартир, могут выбрать два способа управления – «управляющая организация» или «товарищество собственников жилья». В данном случае, УО и РСО обязаны будут заключить между собой договор, в котором необходимо будет определиться — управляющая компания собирают денежные средства и передает в РСО за коммунальные ресурсы, либо население платит напрямую за коммунальную услугу. предоставленную управляющей организацией в РСО.
Можно отметить, что на Сахалине сложилась практика прямых платежей, т.е. население платит на прямую в РСО и УК. Участники информационной встречи пришли к выводу, что данную практику необходимо сохранить.
Были отмечены следующие плюсы:
- каждый участник самостоятельно собирает платежи;
- такой метод снижает угрозу банкротства.
Как посчитали участники, в данном случае собственники помещений должны провести собрания жильцов и принять большинством голосов принцип осуществления прямых расчетов, а УО и РСО должны помимо обязательного договора, заключить агентский договор на право сбора с жильцов денежных средств за коммунальную услугу РСО.
В завершении беседы участники встречи высказались о необходимости создания рабочую группу на базе Общественной палаты Сахалинской области по выработке единого подхода к заключению договоров между управляющими организациями (УО) и ресурсоснабжающими организациями (РСО) на поставку коммунальных услуг гражданам.