Контакты
  • 8 (4212) 47-74-72
  • gkh_group@mail.ru
  • г. Хабаровск, улица Джамбула, д 80, Офис 312, 680011
Соц. сети
СРО НП "ЖКХ-Групп" г. Хабаровск | Исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием
21096
single,single-post,postid-21096,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-theme-ver-6.2,wpb-js-composer js-comp-ver-4.3.5,vc_responsive

Исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием

molot

09 Сен Исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием

С мая 2015 г. деятельность по управлению многоквартирными домами стала лицензируемой.

Статьей 193 Жилищного кодекса РФ, а также Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 определены лицензионные требования к управляющим организациям, в том числе перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Одним из таких грубых нарушений является наличие у лицензиата (управляющей организации) признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4.1. Положения о лицензировании).

При этом Минстрой России в своем письме от 20.12.2018 №51071-ОО/04 «О расчете размера задолженности лицензиата перед РСО» обратил внимание, что расчет размера задолженности лицензиата перед ресурсоснабжающей организацией производится применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме, то есть рассчитывается отдельно для каждого многоквартирного дома, находящегося в управлении лицензиата.

Последствия за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований достаточно жесткие – выдача предписания в целях устранения выявленного нарушения, а также привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа на должностное лицо в размере от 100 000 до 250 000 или дисквалификации на срок до трех лет, а на юридическое лицо — от 300 000 до  350 000 рублей.

Поэтому предписания органов государственного жилищного надзора субъектов РФ не раз становились предметом судебных споров, один из которых в апреле 2020 г. был рассмотрен Верховным Судом РФ (дело №А43-7419/2019).

Так, одна из управляющих организаций Нижегородской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания госжилинспекции об обязании оплатить задолженность, образовавшуюся перед ресурсоснабжающей организацией.

По результатам рассмотрения дела №А43-7419/2019 суды всех инстанций, включая и Верховный Суд РФ, встали на сторону управляющей организации.

Как установлено материалами дела, между управляющей и ресурсоснабжающей организацией были заключены договоры ресурсоснабжения, по которым управляющая организация не в полном объеме осуществляла расчеты, что и послужило причиной проверки, вынесения предписания и его последующего оспаривания. Наличие самой задолженности при этом не оспаривалось.

При рассмотрении дела суды, со ссылками на статьи 161, 192, 193, 196 ЖК РФ, Положение о лицензировании, Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416, пришли к следующим выводам:

1) погашение задолженности по оплате поставленного по договору энергоресурса не является лицензионным требованием управляющей организации, которая в силу действующего законодательства обязана соблюдать лицензионные требования, которые в конкретной ситуации заключаются в оформлении договора энергоснабжения, организации и осуществлении расчетов за услуги, включая ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством, согласно абзацу 4 подпункта «ж» пункта 4 Правил №416;

2) исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием в силу закона, поскольку вопрос исполнения обязательства по оплате ресурса подлежит оценке с точки зрения требований гражданского законодательства;

3) проведение проверки по вопросам наличия у управляющей организации задолженности перед ресурсоснабжающей организацией и установлению уклонения управляющей организации от исполнения договорных обязательств в связи с неоплатой потребленной электроэнергии является вмешательством Инспекции в гражданско-правовую деятельность хозяйствующих субъектов;

4) лицензированию подлежит именно организационная деятельность управляющей компании, которая несет ответственность за комфортные и безопасные условия проживания в доме, в связи с чем требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности хозяйствующими субъектами (расчеты по договору ресурсоснабжения), соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, не могут быть отнесены к лицензионным требованиям;

5) наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями не свидетельствует о нарушении требований, предъявляемых к порядку осуществления расчетов.

Верховный Суд РФ в Определении от 13.04.2020 N 301-ЭС20-4131 по делу №А43-7419/2019 признал указанные выводы обоснованными.

Сформулированная Верховным Судом РФ позиция по делу №А43-7419/2019 имеет важное значение не только при рассмотрении аналогичных дел, но и в сложившихся условиях, связанных с распространением новой короновирусной инфекции, при которых отмечается снижение собираемости платежей за жилищные и коммунальные услуги.