25 Ноя Итоги лицензирования ЖКХ вызвали резонанс у городских депутатов
Депутаты Хабаровской городской думы провели заседание в рамках «Депутатского часа». Обсуждалось лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Хабаровске: критерии отбора организаций, итоги, проблемы и пути решения.
Уже более полугода организации, управляющие многоквартирными домами, осуществляют свою деятельность только при наличии лицензии. По данным Главного контрольного управления Правительства Хабаровского края, на сегодняшний день 98 управляющим организациям Хабаровска выдана лицензия. Цели нововведения прошлого года, по замыслу законодателей, — упорядочивание деятельности управляющих организаций, очистка рынка от недобросовестных участников.
— Существует большая угроза, что задекларированные при введении лицензирования цели не будут достигнуты, — отметила в своем докладе Ольга Беленькая, генеральный директор СРО НП «ЖКХ-Групп». — Уровень недоверия населения к вводимым реформам в сфере ЖКХ увеличится по сравнению с тем, который был до введения лицензирования.
В частности, эксперт отметила несколько причин назревающей проблемы.
Первая, — «драконовские» суммы штрафов для управляющих организаций за административные нарушения. С мая этого года для ТСЖ и ЖСК ответственность осталась прежней, а для управляющих организаций размер штрафов за те же нарушения увеличились. Так, на юридическое лицо установлены штрафы до 300 тысяч рублей, на должностное — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3-х лет (ч. 2. ст. 14.1.3 КоАП РФ).
Такие колоссальные суммы налагаются независимо от характера совершенного нарушения, степени тяжести и вины. Они могут возникнуть и от случайно сломанной дверной ручки, местами отслоившейся штукатурки или разбитого хулиганами стекла в подъезде. Например, одной хабаровской компании выставили штраф в размере 150 тысяч рублей и на должностное лицо – 50 тысяч рублей за просрочку ответа потребителю сроком на два дня.
— Если судебная практика и далее пойдет по пути применения штрафов до 300 тысяч рублей за нарушение лицензионных требований, то появляется реальная угроза банкротства как управляющих организаций, так и их должностных лиц. В первую очередь от банкротства управляющих организаций пострадают собственники, рискуя остаться без ремонта и накопленных средств, — подчеркнула Ольга Беленькая.
Так, согласно Закону о банкротстве[1], производство по делу о банкротстве может быть возбуждено при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 тысяч рублей, в отношении должника — физического лица — не менее чем 500 тысяч рублей. И в том случае, если указанные требования не исполнены в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Усугубляет ситуацию и введение с января следующего года дифференцированных размеров пени за просрочку оплаты жилищных и коммунальных услуг. Не секрет, что основная причина задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими – это задолженность населения. При этом управляющие организации с первого дня просрочки обязаны уплатить пени, а для потребителей она наступает только с 31-го дня просрочки и в меньшем размере. Соответственно, разницу в размере пени, управляющая организация вынуждена будет компенсировать за свой счет.
— Наверно, я выражу общее мнение, но лично у меня эта ситуация вызывает шок, — прокомментировал один из депутатов Хабаровской городской думы. – Нам что теперь нужно оберегать компании, которые, рискуя, вышли на рынок, и у них есть огромное желание что-то сделать. Посмотрите, у нас сегодня что не орган, то выполняет надзорные функции. Одни надзорные функции. Абсолютно бездумный подход. Мы добьемся того, что так разбалансируем этот рынок, что в конечном итоге люди потом будут стоять на площадях.
Для потребителя, по большому счету, не важно, насколько оштрафована управляющая организация. Для него важно, чтобы работы в рамках договора управления были исполнены.
— Если общая цель состоит не в пополнении бюджетов за счет штрафов, а в улучшении качества обслуживания, в снижении числа жалоб граждан, то предлагаю рассмотреть следующий вопрос, — добавила Ольга Беленькая. — Если правонарушение не повлекло за собой тяжких последствий, причинение вреда жизни и здоровью людей, то первоначально оформлять акты проверок, выдавать предписания об устранении нарушений в разумный срок и только в случае их неисполнения привлекать к административной ответственности. Данная мера обеспечит сбалансированный подход к привлечению управляющих организаций к административной ответственности.
пресс-служба СРО НП «ЖКХ-Групп»
фотографии администрации г. Хабаровска
[1] Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»