Контакты
  • 8 (4212) 47-74-72
  • gkh_group@mail.ru
  • г. Хабаровск, улица Джамбула, д 80, Офис 312, 680011
Соц. сети
СРО НП "ЖКХ-Групп" г. Хабаровск | Конкуренция в ЖКХ Хабаровского края
20493
single,single-post,postid-20493,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-theme-ver-6.2,wpb-js-composer js-comp-ver-4.3.5,vc_responsive

Конкуренция в ЖКХ Хабаровского края

конкуренция

23 Июл Конкуренция в ЖКХ Хабаровского края

Жилищно-коммунальное хозяйство – это вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях.

Развитие конкуренции в сфере ЖКХ является одним из важнейших факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения.

Рынок жилищно-коммунальных услуг относится к высоколокализованным региональным рынкам, что обусловливает его структуру и характер конкурентной среды. Уровень монополизации данного рынка во многом определяется типом района или населенного пункта. Важным аспектом в процессе демонополизации и развития конкуренции на рынке ЖКУ являются изменения, связанные со структурой собственников жилья.

Рынок жилищно-коммунальных услуг в крае охватывает ряд секторов (содержание и ремонт жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, поставки бытового газа, вывоз и утилизация коммунальных отходов и др.) с различной степенью развития конкурентных отношений.

По данным формы 22-ЖКХ (реформа) «Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства» в 2018 г. в Хабаровском крае осуществляли деятельность около 576 предприятий, в том числе в области теплоснабжения – 45, электроснабжения – 41, водоснабжения и водоотведения – 29, содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме – 119, управления многоквартирными домами – 210, газоснабжения – 13, утилизации твердых коммунальных отходов – 29, многоотраслевые (предоставляют от 2 и более услуг) организации – 90.

Из них 448 являются частными с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации или муниципальных образований не более 25 процентов, что составляет 79 процентов от общего числа организаций, занятых в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

По состоянию на начало текущего года количество многоквартирных домов (далее – МКД) Хабаровского края составляет 18043, общей площадью 26007,4 тыс. кв. метров, без учета многоквартирных домов блокированной застройки.

Доля многоквартирных домов края (далее – МКД), в которых собственники помещений определились и реализуют тот или иной способ управления, выбранный на общем собрании таких собственников, составляет 91,3 %, в том числе:

– 5,79 % – товарищества собственников жилья либо жилищно-строительные кооперативы;

– 42,08 % – непосредственное управление;

– 43,42 % – управляющие организации.

На территории края деятельность по управлению общедомовым имуществом осуществляет 641 жилищных объединений (ТСЖ, ЖСК). Доля общей площади таких объединений, находящаяся в непосредственном управлении ТСЖ либо ЖСК, составляет 64,83 %.

По результатам открытых конкурсов, проведенных органами местного самоуправления, в управление Управляющим компаниям передано 792 МКД или 4,39 % от числа МКД, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления.

К сдерживающим факторам развития здоровой конкуренции в сфере управления многоквартирными домами, предоставления услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов можно отнести не эффективный контроль деятельности управляющих организаций, соблюдения прав собственников при принятии решения об использовании общего имущества многоквартирных домов, выборе и смены способа управления многоквартирными домами.

В качестве проблемы развития рынков жилищных и жилищно-коммунальных услуг можно отметить недостаток инновационных инициатив в этой сфере.

Меры, направленные на развитие рынков услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства и конкуренции на этих рынках, предусмотрены:

— комплексом мер («дорожной картой») по развитию жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (распоряжение Правительства края от 31 декабря 2014 г. № 1014-рп). Информация об исполнении мероприятий дорожной карты размещена на официальном сайте министерства (http:gkh27.ru /Основные направления/ Дорожная карта/);

— государственной программой Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» (постановление Правительства края от 07 июня 2012 г. № 185-пр);

— Планом мероприятий («дорожной картой») по содействию развитию конкуренции в Хабаровском крае на 2015 – 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства края от 12 декабря 2014 г. № 911-рп (ред. от 06.09.2018) («дорожная карта» размещена на официальном сайте министерства экономического развития края в разделе Деятельность / Развитие конкуренции / Нормативные правовые акты (https://minec.khabkrai.ru/Deyatelnost/Razvitie-konkurencii/412), а также в информационно-правовой системе «Консультант плюс»);

— ведомственным отраслевым планом мер по содействию развитию конкуренции на рынке жилищно-коммунального хозяйства края.

Начиная с 2016 года, реализация мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в крае проводится в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления.

Министерством ежеквартально осуществляется мониторинг разработки и утверждения схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

По состоянию на начало текущего года доля муниципальных образований, в которых разработаны схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения в общем количестве муниципальных образований края, в которых эти схемы должны быть разработаны, составила:

— схемы теплоснабжения – 100 %;

— схемы водоснабжения и водоотведения – 100 %;

— программы комплексного развития – 100 %.

Согласно схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для приведения коммунальной инфраструктуры в нормативное состояние необходимо 153 521,1 млн. рублей, в том числе в сфере теплоснабжения – 76 364,2 млн. рублей, в сфере водоснабжения и водоотведения – 77 156,9 млн. рублей.

В целях развития конкуренции и повышения качества услуг и управления государственным и муниципальным имуществом, объекты коммунальной инфраструктуры передаются по концессионным соглашения частным операторам.

В 2018 году заключено семь концессионных соглашений на передачу 49 объектов. Общий объем инвестиций составил 69,6 млн. рублей, в том числе средства концессионера – 69,6 млн. рублей.

Всего с 2015 года в Хабаровском крае действует 43 концессионных соглашения, по которым частным операторам передано 182 объекта. Объем инвестиций по действующим соглашениям составляет 1337,9 млн. рублей, в том числе средства инвестора – 917,4 млн. рублей.

Министерством ежеквартально осуществляется мониторинг реализации инвестиционных программ. Утвержденные программы размещаются на официальном сайте министерства http://gkh27.ru/main/invest_progr/.

Также на сайте министерства организован постоянный on-line опрос жителей Хабаровского края об удовлетворенности качеством оказания услуг и состоянием ценовой конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Результаты опроса отражаются в on-line режиме (http://gkh27.ru/feedback/voting/vote_result.php?VOTE_ID=11).

В перечень ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики края на период 2019 – 2022 гг., утвержденный распоряжением Губернатора края от 23 ноября 2018 г. № 619-р, включены показатели на рынках ритуальных услуг, транспортирования твердых коммунальных отходов, купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке, включая производство электрической энергии в режиме когенерации, теплоснабжения (производства тепловой энергии) – доля организаций частной формы собственности, которые в отчетном периоде оказывали физическим лицам платные услуги по соответствующей работе (услуге), в общем количестве организаций всех форм собственности, которые в отчетном периоде оказывали физическим лицам платные услуги по соответствующей работе (услуге). Плановые значения показателей в 2018 году достигнуты на всех рынках.

Правительством края уделяется значительное внимание вопросам снижения барьеров при организации бизнеса, создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, повышения деловой и инвестиционной активности.

В органах исполнительной власти края действуют телефоны «доверия» и «горячих линий», в том числе по вопросам нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В крае сформирован перечень рынков, на которых присутствуют субъекты естественных монополий:

  1. Рынки услуг жилищно-коммунального хозяйства:

— услуги по передаче электрической энергии (розничный рынок электрической энергии);

— услуги по передаче тепловой энергии;

— водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий, действующих на этих рынках, входит в полномочия органов исполнительной власти края. Регулирование тарифов для субъектов естественных монополий осуществляет Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Особенностью розничного рынка электрической энергии (мощности) Хабаровского края является наличие большого количества (41) локальных рынков – в зоне деятельности гарантирующих поставщиков, эксплуатирующих генерирующие объекты и объекты электросетевого хозяйства, технологически не связанные с единой энергетической системой России в географических границах расположения присоединенных электрических сетей, используемых для электроснабжения конечных потребителей.

На рынках услуг по теплоснабжению на территории края осуществляют деятельность порядка 120 хозяйствующих субъектов. Проведенный Хабаровским УФАС России анализ рынков услуг по теплоснабжению показал, что рынки услуг по теплоснабжению в установленных границах являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

Покупателями на исследуемом рынке являются:

— население и организации, потребляющие тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе, управляющие организации, ТСЖ, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения;

— организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд;

— организации, использующие тепловую энергию для перепродажи.

Рынки услуг теплоснабжения (в том числе в географических границах городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре), исходя из особенностей предоставления данных услуг, состоят из ряда локальных рынков. Географические границы каждого из этих рынков определяются территорией расположения тепловых сетей организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению. Таким образом, каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах в зоне расположения тепловых сетей (собственных, присоединенных) хозяйствующих субъектов (по границе балансовой принадлежности сетей хозяйствующих субъектов) занимает доминирующее положение с долей 100 %.

Крупнейшей генерирующей компанией, действующей на территории края, является АО «Дальневосточная генерирующая компания» (АО «ДГК»).

АО «ДГК» производит тепловую энергию и реализует ее как конечным потребителям, так и перепродавцам по собственным магистральным и распределительным сетям. Кроме того, АО «ДГК» заключает договоры оказания услуг по передаче (транспортировке) тепловой энергии с предприятиями, имеющими на праве собственности или ином законном основании тепловые сети.

На рынках услуг по водоснабжению, водоотведению на территории края осуществляют деятельность более 120 хозяйствующих субъекта. Покупателями на исследуемом рынке являются:

— население и организации, потребляющие услуги для коммунально-бытовых нужд, в том числе, управляющие организации, ТСЖ, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс для оказания коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения;

— организации, использующие услуги для производственных нужд.

Рынки услуг по водоснабжению, водоотведению, исходя из особенностей предоставления данных услуг, также являются локальными: их географические границы определяются территорией расположения сетей организаций, оказывающих услуги.

Таким образом, каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах в зоне расположения сетей (собственных, присоединенных) хозяйствующих субъектов (по границе балансовой принадлежности сетей хозяйствующих субъектов) занимает доминирующее положение с долей 100 %.

В числе основных барьеров входа на рынок, влияющими на функционирование рынков услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению можно отметить следующие

а) экономические ограничения, в том числе:

— необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, в том числе связанных со строительством и эксплуатацией объектов генерации и технологической инфраструктуры (сетей);

— долги потребителей и несвоевременная оплата потребителями покупаемой тепловой энергии;

— высокий уровень износа имущественных объектов теплоснабжения, требующий крупных инвестиций;

б) административные ограничения:

— государственное регулирование цен (тарифов);

— ограниченный доступ потенциальных участников к объектам генерации и технологической инфраструктуры, которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемых рынках (в силу того, что подавляющее большинство объектов коммунальной инфраструктуры находятся в муниципальной собственности, доступ к ним возможен только на конкурсной основе).

Меры по повышению прозрачности деятельности субъектов естественных монополий в Хабаровском крае предусмотрены «дорожной картой» по развитию конкуренции, а также Целевыми моделями упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности.

На инвестиционном портале края размещена и актуализирована информация о:

— деятельности субъектов естественных монополий, предусмотренную к обязательному раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации (https://invest.khv.gov.ru/Investicionnyj-klimat/Razvitie-konkurencii/1412);

— передаче в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе актуализированных графиках передачи коммунальной инфраструктуры в концессию (https://invest.khv.gov.ru/Investoram/Procedury-i-reglamenty/Prava-sobstvennosti-na-vnov-sozdannyj-obekt-nedvizhimosti/1320);

— схемах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (при наличии) в городском округе «Город Хабаровск» и городском округе «Город Комсомольск-на-Амуре» (https://invest.khv.gov.ru/Investicionnyj-klimat/Razvitie-konkurencii/1412).

В крае во исполнение пунктов 55-57 раздела VII Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе создана инвестиционная карта Хабаровского края (http://investmap.khabkrai.ru/).

На карте отображается информация о свободных резервах трансформаторной мощности; места подключения (технологического присоединения) к сетям территориальных сетевых организаций; информация о планируемых сроках строительства и реконструкции сетей территориальных сетевых организаций; мест подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределительных станций; информация о проектной мощности (пропускной способности) газораспределительных станций; информация о наличии свободных резервов мощности газораспределительных станций и размере этих резервов; информация о планируемых сроках строительства и реконструкции газораспределительных станций и др.