22 мая Минстрой России признал, что лицензирование действующих управляющих организаций в сфере ЖКХ прошло с нарушениями закона
Действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить бессрочную лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года. С 1 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ). Вновь создаваемые управляющие компании также должны будут пройти процедуру лицензирования. Данная мера призвана обеспечить гарантию качества услуг организаций, занимающихся на профессиональной основе управлением многоквартирными домами. Необходимым условием получения лицензии является наличие у должностного лица управляющей компании квалификационного аттестата – он выдается после сдачи специального квалификационного экзамена (ст. 202 Жилищного кодекса РФ). Затем соискатель должен подать заявление и прилагаемые к нему документы в орган государственного жилищного надзора, который на их основе обязан подготовить для лицензионной комиссии мотивированное предложение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении (ч. 1 ст. 194 Жилищного кодекса РФ). Лицензионная комиссия создается субъектом федерации специально для целей лицензирования (ч. 1 ст. 201 Жилищного кодекса РФ).
Официальные данные по количеству организаций, подавших заявления на получение лицензий, и тех, кто такие лицензии получил, на федеральном уровне еще не опубликованы. Однако по результатам, представленным отдельными регионами, видно, что лицензирование действующих управляющих компаний проходило тяжело и неравномерно. Как отметила первый заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева на заседании Общественной палаты РФ 19 мая, первые результаты лицензирования управляющих организаций восторгов не вызывают. По ее данным, к середине апреля решение о выдаче лицензий было принято в отношении около 25% управляющих организаций, подавших заявки, а к 1 мая – в отношении всех заявивших о желании получить лицензии управляющих организаций. «Значит, в последние две недели лицензии выдавались «револьверным» способом. По нашим подсчетам, в некоторых субъектах на выдачу лицензии отводилось 40 секунд! Эта ситуация вызывает озабоченность. Почему лицензионные комиссии начали работать столь поздно и столь неэффективно?» – негодует Елена Николаева.
Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис подчеркнул, что в вопросе получения лицензий и сами компании тянули до последнего: «В нашей стране уже сложилась традиция, по которой любой срок, установленный законодателем, будет продлен. Поэтому вплоть до начала 2015 года большинство руководителей были уверены, что срок на получение управляющими компаниями лицензий будет установлен гораздо позднее 1 мая. И только когда стало очевидно, что он не будет переноситься, все засуетились».
Кроме того, эксперты отметили несоблюдение сроков формирования реестров информации, содержащих сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. Причем это касается и сводного федерального реестра лицензий, и реестра дисквалифицированных лиц, и реестра лицензий субъектов федерации (ст. 195 Жилищного кодекса РФ) – большинство из них все еще находятся в процессе разработки. Первые два реестра должен вести Минстрой России, а реестр лицензий субъекта федерации – орган государственного жилищного надзора субъекта федерации. При этом с 1 мая ведение всех трех реестров должно осуществляться в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, которая только начала формироваться.
Руководитель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Воронежской области Татьяна Головачева высказала мнение, что часть управляющих компаний намеренно «провалила» процедуру лицензирования. Татьяна Головачева заметила, что одной из самых распространенных причин отказа в получении лицензии было несоблюдение требований о раскрытии информации. Напомним, что лицензиат обязан обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности и иных данных путем опубликования ее в Интернете или печатных СМИ, размещения на информационных стендах в помещении управляющей организации и предоставления на основании запросов (п. 6 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, п. 5 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами). «Я считаю, что часть компаний изначально была готова к уходу с рынка, поэтому и не стала раскрывать информацию о своей деятельности. Потому что иначе объяснить несоблюдение этого требования тяжело – с технической точки зрения разместить информацию о своей деятельности на официальном сайте может каждая организация», – отмечает Татьяна Головачева.
Еще одной тенденцией стал добровольный отказ компаний от управления ветхими, аварийными и малоквартирными домами. По данным, представленным Еленой Николаевой, с 1 января по 30 апреля 2015 года управляющие компании добровольно отказались от управления 42 326 домов, что составило 8% жилого многоквартирного фонда России. «Эту проблему мы обязаны решить, – заявила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. – Есть несколько путей: предоставление дотаций из муниципального бюджета тем компаниям, которые управляют «невыгодными» домами, или снижение лицензионных требований. Однако и тот, и другой пути мне не нравятся: в местных бюджетах денег нет, а все граждане имеют право на одинаковые условиях обслуживания. Для меня ситуация тупиковая». А Елена Николаева предложила создавать муниципальные управляющие компании, которые займутся управлением непростого жилого фонда.
Директор СРО «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая пожаловалась на работу государственных жилищных инспекций. «С момента получения управляющими организациями лицензий жилищные инспекции осуществляют в отношении таких организаций лицензионный контроль (ч. 3 ст. 192 Жилищного кодекса РФ). Мы наблюдаем картину, когда государственные жилищные инспекции даже после получения предпринимателями лицензий продолжают присылать им уведомления о проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора, а не лицензионного контроля, что неверно», – рассказывает Татьяна Вепрецкая.
Несмотря на выявленные нарушения при лицензировании управляющих компаний, Андрей Чибис в целом положительно оценил проделанную работу. «То, что в очень сжатый период провели процедуру лицензирования немалого количества управляющих организаций, – дорогого стоит. А сейчас перед нами стоит общая задача – донастроить механизмы лицензирования», – заключил он.