01 Июл Проверки будут проходить по новым правилам
С 01 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее Закон о проверках №248-ФЗ).
- План проверок на 2021 г., утвержденный по Закону о защите юридических лиц №294-ФЗ распространяется и на проверки во 2 полугодии. При этом плановую выездную проверку могут заменить на однодневный инспекционный визит, о чем юрлицо или ИП уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения (п. 3 ПП РФ №1969 от 30.11.2020);
- Жалобы поданные до 01.07.2021 рассматриваются в прежнем порядке (ч. 16 ст. 98 Закона о проверках №248-ФЗ);
- Региональный госнадзор (контроль) и муниципальный контроль проводятся в прежнем порядке, в рамках Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей …», ДО МОМЕНТА утверждения положений об указанных видах контроля, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года.
Отметим, что в отношении государственного жилищного надзора такое положение на данный момент не принято.
При этом с 01.07.2021 проверки по закону о защите прав потребителей будут проводится уже в порядке нового закона о проверках №248-ФЗ от 31.07.2020. 01.07.2021 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ №1005 от 25.06.2021 г. об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей.
- Законом о проверках №248-ФЗ (ст. 55) предусмотрена возможность осуществления саморегулируемой организацией с добровольным членством отдельных видов контроля (надзора) за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов на основании соглашения с контрольным (надзорным) органом если предмет контроля саморегулируемой организации за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов идентичен предмету вида контроля либо охватывает более широкий круг вопросов.
В случае заключения соглашения о признании результатов деятельности деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов саморегулируемой организации, с которой было заключено соглашение о признании результатов деятельности.
Для реализации данных положений требуется принятие постановления Правительства РФ.
- Закон также содержит возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда.
Закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным. Предусмотрены, в частности, следующие профилактические мероприятия:
— меры стимулирования добросовестности (ст. 48) — нематериальное поощрение тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования. Для этого определят порядок оценки добросовестности, виды мер ее стимулирования;
— самообследование (ст. 51) — самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования компания или ИП получит высокую оценку, то сможет принять декларацию их соблюдения;
— профилактический визит (ст. 52) — беседа по месту деятельности компании или ИП. Даже если в ходе визита выявят нарушения, это не будет основанием выдать компании предписание устранить их.
- В законе содержатся следующие контрольно-надзорные мероприятия
Снизить количество проверок хотят не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий. Среди прочих закон предусматривает следующие мероприятия:
— мониторинговая закупка (ст. 68). В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться для последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти мероприятия похожи;
— выборочный контроль (ст. 69). Это отбор проб образцов продукции, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
— инспекционный визит (ст. 70). Компании и ИП должны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительно уведомлять о визите не будут;
— выездное обследование (ст. 75). В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.
В связи с пандемией коронавируса появилось и нововведение– в ч. 5 ст. 56 Закона закреплено, что инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Сокращение сроков проверок — общий срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. Сейчас он составляет максимум 20 рабочих дней.
- Недействительность результатов контрольно-надзорного мероприятия
Закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями. Сейчас такая отмена возможна лишь в отношении результатов проверок.
В законе перечислены 11 грубых нарушений. Одно из них — совершение контрольно-надзорных действий, недопустимых для определенного мероприятия. В действующем списке такого нарушения нет.
С 1 января 2025 года планируется отменить Закон о защите прав юрлиц и ИП.