Контакты
  • 8 (4212) 47-74-72
  • gkh_group@mail.ru
  • г. Хабаровск, улица Джамбула, д 80, Офис 312, 680011
Соц. сети
СРО НП "ЖКХ-Групп" г. Хабаровск | Тарифы забились в трубу
16421
single,single-post,postid-16421,single-format-standard,ajax_fade,page_not_loaded,,qode-theme-ver-6.2,wpb-js-composer js-comp-ver-4.3.5,vc_responsive

Тарифы забились в трубу

6200_default

16 Июн Тарифы забились в трубу

Мы переплачиваем в 2-2,5 раза за коммунальные ресурсы, подсчитали эксперты. В основном из-за потерь на коммуникациях и в инженерных системах самих домов.

По данным замминистра энергетики Антона Инюцына, доля жилищно-коммунального хозяйства в энергопотреблении страны составляет 12 процентов, а в потенциале энергосбережения в экономике — 17 процентов. «Речь идет о ежегодной экономии 100 миллиардов рублей», — сказал Инюцын на заседании Совета при председателе Совета Федерации по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса.

Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко призвала подумать о принятии отдельной государственной программы в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности коммунального комплекса.

В России действует федеральная целевая программа «Энергоэффективность и развитие энергетики», но ее реализация затормозилась. Были подобраны неверные стимулы, не увязанные с мнением энергетиков и инженеров, не сбалансирована нормативная база.

И у программы очень много показателей — 85, но более чем по половине из них статистика не собирается, так что достоверно оценить реализацию программы невозможно, поделился с «РГ» своим мнением эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Евгений Гашо.

Кроме того, снижение расходов на ресурсы — проблема междисциплинарная, но это поле ответственности раздроблено между как минимум тремя ведомствами, координации между ними явно недостаточно.

Спецпрограмма нужна, и она должна включать в себя как минимум наведение порядка в инженерных системах домов и анализ схем тепло- и водоснабжения, считает Евгений Гашо.

Начнем со второго. Схемы снабжения ресурсами уже разработаны всеми городами и регионами, но в массе своей были сделаны поверхностно, и в 90 процентах случаев задачу не выполнили — ключевые резервы для экономии не выявили. Но, что интересно, эта работа была проведена нормально в регионах, где ресурсов критически не хватает. Теперь нужно довести до ума остальные схемы, больших затрат это не требует.

Даже если дом утеплен по современным нормативам, все равно идут напрасные потери тепла
Проблема только в том, что в России в сфере ЖКХ 80 процентов энергии приходится на тепло и горячую воду (в большинстве стран, наоборот, преобладает электроэнергия), а теплоэнергетикой у нас заведуют местные власти, у которых мало стимулов что-то менять.

Далее, анализ двух тысяч общедомовых приборов учета показывает, что резервы для энергосбережения на уровне отдельного дома обычно заключаются не в утеплении, на которое делали ставку в последнее время, а в наладке внутридомовых инженерных систем, вплоть до радиаторов отопления. Их промывка и прочистка снижает энергопотребление на 25-30 процентов, приводит расчеты Евгений Гашо. При этом модернизация инженерных систем обходится в 8-9 раз дешевле, чем утепление дома.

Если провести эту работу, за тепло в московской двушке площадью около 50 квадратных метров надо будет платить одну тысячу рублей в месяц, а не в два — два с половиной раза больше, как сейчас. Сейчас же в большинстве домов, прошедших капитальный ремонт, люди по-прежнему переплачивают за ресурсы, в основном за тепло.

В новых зданиях, как ни странно, те же проблемы. Даже если дом утеплен по современным нормативам и в нем стоят умные регулирующие устройства, все равно идут напрасные потери тепла. «Там инженерные системы в хорошем состоянии, но они просто не отрегулированы, некому этим заниматься. Где-то светятся под тепловизором швы, где-то проблема в тепловом пункте в подвале — каждый раз надо разбираться особо, но системно такая работа не проводится», — говорит Евгений Гашо.

У управляющих компаний нет специалистов, да они в этом и не заинтересованы. Управляющие компании — только оператор, посредник между жителями и поставщиками коммунальных ресурсов. Если их не заинтересовать в этой работе, то все так и останется, считает эксперт.

Помочь могло бы если не государство, то механизм энергосервиса, когда инвестор проводит мероприятия по повышению энергоэффективности за свой счет и уже из реальной экономии, возникающей при оплате потребляемых ресурсов, возвращает свои вложения. Но в нашей стране в сфере многоквартирных домов это почти не получило распространения.

Мало кто из жителей вообще знает о такой возможности, а закон требует, чтобы договор энергосервиса был подписан каждым собственником без исключения. Минстрой внес в правительство законопроект, который решает эту проблему, — правом заключать энергосервисный контракт в нашей стране наделяется общее собрание собственников многоквартирных домов